С первого дня осени 2023 года начинает действовать новый закон о работе такси, который вносит ряд значимых изменений в эту сферу. Нововведения направлены на повышение безопасности и улучшение качества обслуживания пассажиров, а также на установление более жестких требований как к самим таксистам, так и к службам и сервисам заказа такси.
Список изменений в законе
1 сент. 2023 года вступил в силу новый закон №580-ФЗ от 29.12.22 г., регулирующий всю сферу такси. Закон касается физических и юр. лиц, занятых в процессе – от водителей до таксопарков и онлайн-служб заказа.
Итак, что же поменяется с осени 23 года:
- Самозанятым разрешат работать в такси без регистрации ИП или ЮЛ;
- Водители обязаны оформить разрешение на пассажирские перевозки;
- Ответственность за ущерб ляжет не только на таксиста, но и на службу такси;
- Агрегаторы такси должны открывать филиалы;
- Сервисы такси должны передавать сведения о заказах в ФСБ и МВД;
- Перевозчики и автомобили попадут в единый реестр.
Давайте рассмотрим каждое изменение подробнее.
Самозанятые смогут работать в такси
Теперь физлицам не обязательно открывать ИП или создавать юрлицо для оказания услуг по перевозке пассажиров. Они могут зарегистрироваться как самозанятые, заключить договор со службой заказа такси и получить разрешение на работу. При этом им категорически запрещено передавать машину другим лицам. За такое нарушение их могут лишить разрешения. Самозанятые несут ответственность за нарушения наравне с ИП и юрлицами.
Если автомобиль самозанятого не указан в региональном реестре такси, перед получением разрешения необходимо внести данные об автомобиле в этот реестр. При этом машина должна соответствовать установленным требованиям, предъявляемым к такси.
Получение разрешения
Теперь каждый водитель, желающий подзаработать в такси, должен получить специальное разрешение от соответствующих органов. В Москве и МО эта процедура бесплатна, в других регионах цена зависит от решения местных властей (например, в Татарстане выдача разрешения обойдется в 400 р., а в Марий Эл – в 1000 р.). Для получения лицензии необходимо подать заявление в МФЦ, Минтранс или другой уполномоченный орган исп. власти (например, в столице это Дептранс).
Для подачи заявления потребуются следующие документы:
- Копия паспорта;
- Нотариальная доверенность – если обращается представитель физлица;
- Номер записи в регионал. реестре такси;
- Справка о том, что нет судимости – для самозанятых (можно получить на портале Госуслуг);
- Договор со службой заказа такси (копию) – для самозанятых.
При подаче электронного заявления сканы вышеперечисленных документов прикрепляются к заявлению в формате pdf или zip-архива. Если заявка подается в бумажном виде, копии документов и справок также подаются в распечатанном виде вместе с описью документов.
Если водитель уже работает по договору на службу такси, разрешение получать не нужно. Разрешения, выданные до 01 сент. 23 года, действительны до указанного в нем времени, но не больше 5ти лет.
Оказывать услуги по пассажирским перевозкам можно только в том регионе, в котором было получено разрешение. Выезжать за пределы региона можно, если поездка началась в регионе регистрации.
Кому нельзя получить разрешение?
Для оформления разрешения водителю необходимо подать заявление в уполномоченные органы, предоставив документы. В новом законе установили критерии, при которых водителю не дадут разрешение:
- у него “висит” 3 или более неоплаченных автомобильных штрафов;
- он находился под арестом за повторное нарушение ПДД/был повторно лишен прав;
- он не справился с экзаменом на знание города (если его проведение предусмотрено в регионе регистрации);
- он имеет судимость или уголовно преследуется за следующие преступления:
- Убийство;
- Причинение тяжелого вреда (умышленное);
- Грабеж или разбой;
- Изнасилование, развратные действия, сексуальные отношения с лицом, не достигшем 16ти лет;
- Похищение;
- Преступления и опасные деяния против общест. или гос. безопасности.
Если иностранный гражданин был осужден за вышеперечисленные преступления на родине, он также не будет допущен к работе в Российской Федерации.
Ответственность таксомоторной службы за причиненный пассажиру вред
В рамках нового закона перевозчики также несут ответственность за ущерб, причиненный пассажирам или их имуществу во время перевозки. Таким образом, если во время поездки пассажиру был нанесен вред здоровью, жизни или имуществу, и он не покрывается суммой страхового возмещения, пассажир сможет обратиться в службу такси за компенсацией. Ранее добиться возмещения ущерба можно было только через суд.
В дальнейшем служба заказа такси может взыскать сумму, уплаченную потерпевшему, с лица, причинившего этот вред. Если в ситуации есть вина перевозчика, то доля, которая может быть взыскана с водителя, определяется судом.
Службы такси должны открывать региональные филиалы
Также новый закон обязывает службы заказа такси открывать филиал в каждом регионе присутствия, если количество заказов в этом регионе составляет более 4 000 в сутки. Если число заказов не превышает установленное значение, открывать филиал не обязательно. Это поможет обеспечить более оперативное взаимодействие между региональными властями и агрегаторами такси.
Передача информации МВД и ФСБ
Еще одно важное нововведение касается передачи сведений обо всех заказах в МВД и ФСБ. Теперь компании-перевозчики должны вести журнал заказов и заполнять в нем следующие данные:
- № и дату заказа;
- Время начала и завершения поездки;
- Адреса, где были произведены посадка и высадка пассажира;
- Марка, модель и номер машины;
- ФИО водителя;
- Продолжительность поездки;
- Телефон заказчика;
- Наличие доп. услуг – например, перевозка ребенка в детском кресле.
Эти сведения должны хранится минимум полгода. Данные нужно предоставить МВД по их запросу, например, в ходе расследования преступления. При этом таксомоторным компаниям, внесенным в реестр ОРИ, нужно обеспечить для ФСБ удаленный доступ к журналу заказов. Если компании нет в данном реестре, она должна предоставить сведения в МВД и ФСБ по их запросу в течении 3-10 раб. дней.
Благодаря этому нововведению, такси станет более безопасным, а преступлений, совершенных во время поездки, станет меньше.
Единый реестр для служб такси и водителей
В июле 23 года Правительство выпустило Постановление о создании федеральной системы легковых такси. Эта система объединит информацию из региональных реестров. С 1 сент. в регионах будут вести 3 реестра:
- Перевозчиков – в нем укажут название компаний и ФИО водителей, получивших разрешения.
- Автомобилей – здесь будут собраны личные данные владельца авто, номер и дату выдачи СТС, марку, модель, VIN, номер машины и другие сведения о машине и ее собственнике;
- Служб заказа такси – в этом реестре будет указана информация, о том где хранятся и обрабатываются заказы.
Доступ к этой системе будут иметь ГИБДД, страховщики и обычные физ. лица. Граждане смогут в любое время проверить, работает ли данный человек в такси или нет. Автоинспекторам будет проще определить, есть ли у автомобилиста разрешение на работу. Страховщик не выплатит компенсацию, если выяснится, что ОСАГО оформлено на личный автомобиль, а машина числится в едином реестре как такси.
В целом, новый закон о работе такси вводит ряд изменений, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров. Изменения помогут повысить безопасность пассажирских перевозок и четко разграничить полномочия и права всех участников рынка.