Люди с инвалидностью вправе вернуть 50% от стоимости полиса ОСАГО. Рассказываем, кому положена компенсация, куда обращаться и как долго ждать выплаты.
Закон о компенсации
Закон о возмещении части расходов по полису ОСАГО был принят еще в 2021 году (06.12.2021 № 409-ФЗ). Ранее для получения компенсации людям с инвалидностью, а также законным представителям детей-инвалидов, нужно было обращаться в органы соц. защиты.
С 14 января 2022 года решение о предоставлении компенсации инвалидам, которые приобрели полис автогражданской ответственности, принимает Пенсионный фонд. Государство компенсирует 50% от стоимости уплаченной ими страховой премии по полису, в котором указано не более 3-х водителей (один из которых инвалид или родитель/опекун ребенка-инвалида).
Кому положена компенсация?
Согласно принятому закону, человек с инвалидностью имеет право на компенсацию за покупку полиса ОСАГО. Право на такую льготу имеют люди, которым автомобиль нужен по медицинским показаниям.
Обратиться за компенсацией могут:
- Человек с любой группой инвалидности;
- Законный представитель (родитель/усыновитель/опекун) ребенка-инвалида.
Сколько вернут в качестве компенсации за ОСАГО?
Размер предоставляемой компенсации составляет ровно 50% от стоимости страхового полиса. Деньги выплачиваются из федерального бюджета РФ. В некоторых регионах и городах федерального значения, сумма компенсации может быть увеличена за счет средств местного бюджета. Например, жителям Москвы, имеющим отметку о регистрации в столице, доплачивают 1980 рублей.
Как оформить заявление на выплату компенсации?
Для получения компенсации никаких заявлений оформлять не нужно. Пенсионный фонд самостоятельно должен назначить выплату на основании данных, полученных из ФГИС (Федерального реестра инвалидов), ЕГИССО (Информационной системы соц. обеспечения) и РСА (Российского союза автостраховщиков).
Если вы приобрели страховой полис, но выплата не поступает, обратитесь в отделение ПФР по месту жительства. Как правило, деньги зачисляются на счет, который ПФР использует для выплаты пенсии и других пособий.
Если страховая компания по каким-то причинам не внесла данные в информационную систему, нужно подать заявление о назначении компенсации. Чтобы оформить выплату, заявитель должен заполнить форму заявления, приложить к нему копию страхового полиса и справку об инвалидности. Подать заявление можно в электронном виде – через Госуслуги РФ.
Также для оформления выплаты могут попросить следующие документы:
- Паспорт со штампом о регистрации по месту жительству;
- Чек на оплату полиса ОСАГО;
- Копию ИПРА;
- ПТС;
- Реквизиты счета в банке, куда будут перечислены деньги;
- Документы, подтверждающие полномочия законного представителя ребенка-инвалида.
Сколько ждать выплаты?
После подачи всех необходимых документов заявление рассматривается в течение 5–15 дней в зависимости от загруженности. При положительном решении компенсация будет перечислена на указанные реквизиты одним платежом в течение не более 30 дней.
Могут ли компенсацию начислить автоматически?
Да, могут. В большинстве случаев компенсация назначается автоматически. ПФР получает сведения в результате межведомственного взаимодействия. Если вышеупомянутые организации не предоставили данных из-за технической ошибки или других причин, необходимо подать заявление лично или в электронном виде.