Проверка и оплата штрафов ГИБДД

RUS флаг России
Нажимая кнопку “Проверить” вы принимаете условия оферты

Штрафы при управлении электросамокатом

- Проблемы с электросамокатами и моноколесами

- Электросамокат – это транспортное средство?

- К какому виду транспорта приравнивают электросамокаты?

- Запреты и ограничения при управлении электросамокатом

- Перечень возможных штрафов

Минтранс наконец предложил ограничить условия движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся электросамокаты и роликовые коньки, моноколеса и скейтборды, гироскутеры. Те средства передвижения, которые несут повышенную травматическую опасность для окружающих и самих пользователей.

Нарушения правил движения будут наказываться штрафами 800-1500 рублей. Ограничиваются места передвижения и возраст участников.

Проблемы с электросамокатами и моноколесами

Ставшие популярными совсем недавно средства передвижения обрели много поклонников и одновременно породили массу протестов как со стороны пешеходов, так и водителей автотранспортных средств.

Обладатели средств получили возможность намного большей мобильности. Они не требуют физических усилий и развивают высокую относительно пешеходов скорость. Вдобавок, они абсолютно бесшумны. Эти факторы создают в дополнение к физической и психологическую стрессовую опасность – не только раздражение, но и тревожные состояния у людей с определенными заболеваниями, испуг у детей.

Сами передвигающиеся из-за легкости управления часто не могут совладать с СИМ из-за высокой скорости, переоценки своих способностей, отсутствия навыков. Они часто требуют от пешеходов уступать им дорогу. Из-за раскоординации действий тех и других происходят не только травмы, но и смертельные случаи.

Получается дилемма. На проезжую часть самокатчики не появляются из-за страха быть сбитыми (чего боятся не меньше сами водители), а на пешеходных тротуарах они постоянно создают травмоопасные ситуации, как для пешеходов, так и катающихся

Почему так опасен электросамокат:

  • высокая скорость и бесшумность;
  • отсутствие любой подготовки самокатчиков, отсутствие и нежелание изучать и соблюдать правила дорожного движения;
  • отсутствие четкого определения этих средств и категорий их опасности;
  • отсутствие любых правовых норм по регулированию их передвижения;
  • отсутствие выделенных зон для движения.

Относительно недорогие самокаты и колеса с электроприводом не находили до сих пор ясных юридических определений, и поэтому для пользования ими не требуется никаких разрешений.

Электросамокат – это транспортное средство?

Весной Верховный суд РФ назвал электросамокат транспортным средством, слушая жалобу одного водителя. Но это пока дальнейших разработок в правовых положениях не получило.

По п.2 ПДД, транспортное средство (ТС) – приводящееся в движение двигателем. А по ст.18 КоАП ТС – механическое средство, для перевозки пассажиров и грузов. Ясное определение пока есть только в административном КоАП, где средство называется транспортным, имея больше 4 кВт, и скорость выше 50 км/час.

В других трактовках мопед – это ТС, но он относится к средствам с мощностью от 250Вт до 4 кВт. Электросамокат с меньшей мощностью по ст12.1КоАП определяется, как простой самокат, а водитель – обычный пешеход, со всей исходящей ответственностью.

Пока судопроизводство относит электросамокаты к мопедам с такими же параметрами, при мощности меньше 250 Вт не относит ни к каким ТС.

К какому виду транспорта приравнивают электросамокаты?

Пока наиболее точно электросамокат совпадает по характеристикам с мопедом: два колеса, мощность 250-4000Вт, скорость до 50км/час. И на него могут требовать права, как на мопед. Если мощность ниже 250Вт, то он не считается даже мопедом, а водитель считается пешеходом. В правилах его также приравнивают к велосипедам.

Но в ПДД на 2022г. не существует четкого определения электрического самоката, и тем более других видов СИМ. Поэтому его трактуют по желанию велосипедом, мопедом или называют владельца пешеходом.

ГИБДД в авариях на дороге рассматривает электросамокаты, как мопеды, а суды – как мопеды, иногда рассматривают владельцев как пешеходов. Если самокаты с определенной мощностью и называют ТС по КоАП, то не относят к определенным категориям. Соответственно, на него стали требовать права М или более высокую категорию В, если параметры соответствуют мопедным. Так как к электросамокатам не вывели отдельную категорию, для управления могут использоваться права категории М.

Если самокат имеет достаточную мощность, ему необходимо двигаться по дорогам общего пользования в крайней правой полосе. Если такой самокат работники ГИБДД заметят на тротуарах, применят штраф.

Запреты и ограничения при управлении электросамокатом

Так, водителей электросамокатов не могут привлечь к ответственности из-за отсутствия договора страхования ответственности граждан, которые есть у водителей.

Привлекать к ответственности самокатчика можно, если его аппарат приравнен к мопеду. Водителей слабых самокатов пока привлекут, как пешеходов или велосипедистов. Такие формальные подходы требуют дополнительных определений, а сейчас каждое дело рассматривается индивидуально.

Кроме ложной информации, пока есть четкое определение в новом п.1.33 изменений ПДД, п.24.6. Его ограничение до 20км/час. Других ограничений по скорости пока нет. Из общих ограничений электросамокатчикам выработаны следующие:

  • если движение на тротуаре создает помехи пешеходу, водитель должен спешиться;
  • по краю дороги можно двигаться вдоль потока, но не навстречу;
  • сигналы светофоров для пешеходов и велосипедистов – и для электросамокатчиков;
  • в жилых зонах они сравниваются с пешеходами, могут передвигаться везде, без помех автомобилям, хотя те должны им уступить дорогу;
  • лица после 14 лет двигаются по дорогам, как велосипедисты, в один ряд. До 14-ти им запрещено двигаться по дороге;
  • запрещено ездить пьяными, под воздействием наркотиков и лекарств;
  • владельцы средств до 250 Вт ездят по тротуарам или в их отсутствии по обочинам;
  • с более мощными двигателями – движение с правами по дороге как мопеды, и нельзя ездить по тротуарам.

Перечень возможных штрафов

Существует множество инициатив по введению штрафов для электросамокатов, которые пока не обрели силу закона. Если у самокатов меньше 250 Вт могут быть наказания как пешеходам:

  • 1000-1500 рублей за появление в пьяном виде;
  • 1000 рублей за создание помех движению;
  • 1000-1500 рублей за нанесение вреда здоровью другого пешехода.

В любом случае, эти проекты штрафов не учитывают тяжести последствий.

Конкретные штрафы относятся только к водителям самокатов с мощностью 250-4000ВТ или выше, приравнивая их к мопедам:

  1. Владелец мощного электросамоката без прав может быть оштрафован от 5 до 15 тысяч рублей, и ТС отправится на штрафную площадку.
  2. Вождение в пьяном виде – лишение прав, срок до 2 лет или штраф до 30 тысяч рублей.
Приложение
Штрафы ГИБДД - проверка и оплата
QR
Наведите камеру или сканер QR-кодов