Минтранс наконец предложил ограничить условия движения средств индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся электросамокаты и роликовые коньки, моноколеса и скейтборды, гироскутеры. Те средства передвижения, которые несут повышенную травматическую опасность для окружающих и самих пользователей.
Нарушения правил движения будут наказываться штрафами 800-1500 рублей. Ограничиваются места передвижения и возраст участников.
Проблемы с электросамокатами и моноколесами
Ставшие популярными совсем недавно средства передвижения обрели много поклонников и одновременно породили массу протестов как со стороны пешеходов, так и водителей автотранспортных средств.
Обладатели средств получили возможность намного большей мобильности. Они не требуют физических усилий и развивают высокую относительно пешеходов скорость. Вдобавок, они абсолютно бесшумны. Эти факторы создают в дополнение к физической и психологическую стрессовую опасность – не только раздражение, но и тревожные состояния у людей с определенными заболеваниями, испуг у детей.
Сами передвигающиеся из-за легкости управления часто не могут совладать с СИМ из-за высокой скорости, переоценки своих способностей, отсутствия навыков. Они часто требуют от пешеходов уступать им дорогу. Из-за раскоординации действий тех и других происходят не только травмы, но и смертельные случаи.
Получается дилемма. На проезжую часть самокатчики не появляются из-за страха быть сбитыми (чего боятся не меньше сами водители), а на пешеходных тротуарах они постоянно создают травмоопасные ситуации, как для пешеходов, так и катающихся
Почему так опасен электросамокат:
- высокая скорость и бесшумность;
- отсутствие любой подготовки самокатчиков, отсутствие и нежелание изучать и соблюдать правила дорожного движения;
- отсутствие четкого определения этих средств и категорий их опасности;
- отсутствие любых правовых норм по регулированию их передвижения;
- отсутствие выделенных зон для движения.
Относительно недорогие самокаты и колеса с электроприводом не находили до сих пор ясных юридических определений, и поэтому для пользования ими не требуется никаких разрешений.
Электросамокат – это транспортное средство?
Весной Верховный суд РФ назвал электросамокат транспортным средством, слушая жалобу одного водителя. Но это пока дальнейших разработок в правовых положениях не получило.
По п.2 ПДД, транспортное средство (ТС) – приводящееся в движение двигателем. А по ст.18 КоАП ТС – механическое средство, для перевозки пассажиров и грузов. Ясное определение пока есть только в административном КоАП, где средство называется транспортным, имея больше 4 кВт, и скорость выше 50 км/час.
В других трактовках мопед – это ТС, но он относится к средствам с мощностью от 250Вт до 4 кВт. Электросамокат с меньшей мощностью по ст12.1КоАП определяется, как простой самокат, а водитель – обычный пешеход, со всей исходящей ответственностью.
Пока судопроизводство относит электросамокаты к мопедам с такими же параметрами, при мощности меньше 250 Вт не относит ни к каким ТС.
К какому виду транспорта приравнивают электросамокаты?
Пока наиболее точно электросамокат совпадает по характеристикам с мопедом: два колеса, мощность 250-4000Вт, скорость до 50км/час. И на него могут требовать права, как на мопед. Если мощность ниже 250Вт, то он не считается даже мопедом, а водитель считается пешеходом. В правилах его также приравнивают к велосипедам.
Но в ПДД на 2022г. не существует четкого определения электрического самоката, и тем более других видов СИМ. Поэтому его трактуют по желанию велосипедом, мопедом или называют владельца пешеходом.
ГИБДД в авариях на дороге рассматривает электросамокаты, как мопеды, а суды – как мопеды, иногда рассматривают владельцев как пешеходов. Если самокаты с определенной мощностью и называют ТС по КоАП, то не относят к определенным категориям. Соответственно, на него стали требовать права М или более высокую категорию В, если параметры соответствуют мопедным. Так как к электросамокатам не вывели отдельную категорию, для управления могут использоваться права категории М.
Если самокат имеет достаточную мощность, ему необходимо двигаться по дорогам общего пользования в крайней правой полосе. Если такой самокат работники ГИБДД заметят на тротуарах, применят штраф.
Запреты и ограничения при управлении электросамокатом
Так, водителей электросамокатов не могут привлечь к ответственности из-за отсутствия договора страхования ответственности граждан, которые есть у водителей.
Привлекать к ответственности самокатчика можно, если его аппарат приравнен к мопеду. Водителей слабых самокатов пока привлекут, как пешеходов или велосипедистов. Такие формальные подходы требуют дополнительных определений, а сейчас каждое дело рассматривается индивидуально.
Кроме ложной информации, пока есть четкое определение в новом п.1.33 изменений ПДД, п.24.6. Его ограничение до 20км/час. Других ограничений по скорости пока нет. Из общих ограничений электросамокатчикам выработаны следующие:
- если движение на тротуаре создает помехи пешеходу, водитель должен спешиться;
- по краю дороги можно двигаться вдоль потока, но не навстречу;
- сигналы светофоров для пешеходов и велосипедистов – и для электросамокатчиков;
- в жилых зонах они сравниваются с пешеходами, могут передвигаться везде, без помех автомобилям, хотя те должны им уступить дорогу;
- лица после 14 лет двигаются по дорогам, как велосипедисты, в один ряд. До 14-ти им запрещено двигаться по дороге;
- запрещено ездить пьяными, под воздействием наркотиков и лекарств;
- владельцы средств до 250 Вт ездят по тротуарам или в их отсутствии по обочинам;
- с более мощными двигателями – движение с правами по дороге как мопеды, и нельзя ездить по тротуарам.
Перечень возможных штрафов
Существует множество инициатив по введению штрафов для электросамокатов, которые пока не обрели силу закона. Если у самокатов меньше 250 Вт могут быть наказания как пешеходам:
- 1000-1500 рублей за появление в пьяном виде;
- 1000 рублей за создание помех движению;
- 1000-1500 рублей за нанесение вреда здоровью другого пешехода.
В любом случае, эти проекты штрафов не учитывают тяжести последствий.
Конкретные штрафы относятся только к водителям самокатов с мощностью 250-4000ВТ или выше, приравнивая их к мопедам:
- Владелец мощного электросамоката без прав может быть оштрафован от 5 до 15 тысяч рублей, и ТС отправится на штрафную площадку.
- Вождение в пьяном виде – лишение прав, срок до 2 лет или штраф до 30 тысяч рублей.