Что такое грузовой каркас
Большинство жителей России не понаслышке знакомы с высоким московским трафиком: город буквально утопает в пробках, на дорогах невероятное количество автомобилей, из-за чего образуются “бесконечные” пробки, в которых можно провести несколько часов в день. И даже несмотря на доступность общественного транспорта и возможность быстро передвигаться в метро, москвичи продолжают покупать автомобили, так как на них легче выполнять разные дела.
Грузовой каркас — это отдельная зона для грузовых автомобилей, по которой им разрешено движение. Проект реализован по всей Москве в пределах МКАД для того, чтобы “разгрузить” город от количества транспортных средств в жилых районах, сделать его более экологичным и комфортным для жизни: уменьшить количество аварий, пробок и шума.
Грузовой каркас разделяет улицы на 2 зоны: сам грузовой каркас и жилые зоны. В первом случае движение допускается только грузовых автомобилей, а в жилых зонах возможно движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн только для обслуживания предприятий или жителей внутри района — но для этого нужны подтверждающие документы, о которых мы напишем ниже.
Впервые грузовой каркас ввели в ноябре 2014 году для Восточного административного округа Москве. После того, как эксперимент показал улучшение экологической и транспортной обстановки, его ввели в других округах:
- Северный и Северо-Восточный административный округ — в декабре 2016 года.
- Юго-Восточный административный округ — в декабре 2019 года.
- Юго-Западный административный округ — в феврале 2020 года.
- Южный административный округ — в феврале 2020 года.
- Центральный, Северо-Западный и Западный административный округ — в августе 2020 года.
Сейчас в грузовой каркас входят кольцевые автомагистрали, такие как МКАД, ТТК и СК, радиальные вылетные автомагистрали, улицы, которые расположены вдали от жилых районов и социальных объектов, а также улицы, значительно сокращающие путь грузовых автомобилей.
Какие машины должны ездить по грузовому каркасу
Ограничения грузового каркаса относятся к транспортным средствам более 2,5 тонн — они должны передвигаться только по улицам каркаса, для других зон требуется отдельное разрешение. Но есть несколько исключений, когда допускается въезд на территорию вне грузового каркаса, но съехать можно только с разрешенной улице и вернуться с ближайшего к месту назначения перекрестка:
- Если водитель направляется на работу или домой.
- Для обслуживания компаний, магазинов и физических лиц, которые находятся на территории вне каркаса.
Зачем нужен грузовой каркас
Москва — огромный город, даже мегаполис, в котором вопрос о количестве транспортных средств и загрузке дороги стоял очень остро. Более того, транспортные средства сильно влияли на экологию, поэтому грузовой каркас стал одним из выходов в сложившейся ситуации. Транзит грузовиков теперь проходит не через город и его центральные улицы, а в специально отведенных для этого зонах, поэтому:
- снизился уровень шума;
- уменьшилась концентрация вредных веществ в воздухе;
- сократилось количество аварий;
- уменьшилось количество пробок и их продолжительность.
При этом, инициатива возникла в тот момент, когда сами жители города начали жаловаться на загруженность дорог, шум и плохую экологию, и просили администрацию города ввести ограничения на движение в спальных районах. Введение грузового каркаса поддерживали 73% жителей районов Москвы.
После введения грузового каркаса ситуация и вправду улучшилась и об этом говорят многочисленные исследования. Например, Центр организации дорожного движения отметил, что в Северном округе на 19% уменьшилось число аварий с грузовиками,на 64% сократилась смертность в дорожно-транспортных происшествиях, в на 30% — количество раненых в результате ДТП. Кроме того, в 2,3 раза уменьшилась концентрация оксида азота в воздухе и снизился уровень оксида углерода и общего шума в Москве.
Многие представители Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы отмечали, что введение грузового каркаса не вызвало проблем у транзитного транспорт. Ограничения действуют только с 6:00 до 22:00. При этом, можно оформить пропуск, который позволит передвигаться в зонах ограничения и в дневное время, а в ночное время движение грузовых машин вне зоны грузового каркаса не запрещено.
Какие документы требуются для съезда с грузового каркаса
В некоторых ситуациях, о которых мы писали выше, допускается съезд с грузового каркаса, но причины съезда должны быть обоснованы. Для этого требуются некоторые документы, это:
- Водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории.
- Регистрационные документы на данное транспортное средство.
- Страховой полис.
- Путевой лист.
- Документы на перевозимый груз.
- Документы о регистрации (для жителей данного района) – если водитель грузовика направляется домой.
За выполнением требований о передвижении грузовых транспортных средств по грузовому каркасу следят сотрудники Госавтоинспекции — они вправе остановить увиденную в запрещенной зоне машину и потребовать предоставить документы, подтверждающие, что движение вне грузового каркаса данному ТС разрешено. Также они вправе выписать штраф, если правила были нарушены.
Разовый пропуск, оформляемый для выезда с грузового каркаса, действует не более 5 суток, если поездка короткая, и не более 1 года, если поездки на регулярной основе. Действие распространяется на одну из трех зон:
- Зона Садового Кольца — пропуск в эту зону разрешает движение без ограничений в пределах МКАД.
- Зона Третьего транспортного кольца — разрешается движение в пределах МКАД и по МКАД, но в пределах Садового Кольца и по Садовому Кольцу движение запрещено.
- Зона Московской кольцевой автомобильной дороги — допуск позволяет свободно двигаться в пределах МКАД и по МКАД, но в пределах ТТК и по ТТК запрещено.
Штраф за выезд с грузового каркаса
Соблюдение правил движения грузового транспорта контролируется сотрудниками ГИБДД и камерами видеонаблюдения. За игнорирование дорожных знаков, предписывающих движение грузовых транспортных средств, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей (часть 7 статьи 12.16 КОАП РФ). Если грузовик принадлежит иностранцу, его задержат до тех пор, пока не будет оплачен штраф.
Оплатить штраф со скидкой 50% можно в течение 20 дней с даты вынесения постановления.
Некоторые дальнобойщики отмечают, что «каркасных» нарушителей в ВАО ловят в основном во время специальных рейдов. В остальное время грузовики останавливают далеко не всегда.
Как узнать, что улица входит в грузовой каркас
Улицы, на которые действуют требования и правила грузового каркаса, обозначаются несколькими дорожными знаками, такими как:
- Знак 3.2 «Движение запрещено».
- Указателей 8.4.1 «Вид транспортного средства» и 8.11 «Ограничение разрешенной максимальной массы».
- Указателей 8.3.1/8.3.2/8.3.3 «Направление действия».
Помимо этого, схема улиц грузового каркаса помечена темно-красным цветом на официальной карте Единого транспортного портала Москвы — там можно посмотреть, где именно разрешен и запрещен проезд грузового транспорта.