Когда речь идет о буксировке прицепа, безопасность всегда должна быть на первом месте. Рано или поздно многие автолюбители сталкиваются с необходимостью перевозки крупногабаритного груза, однако не все знают важные правила использования прицепа. Неправильная буксировка может повлечь за собой серьезные последствия вплоть до заноса и потери контроля над машиной. В этой статье вы найдете полезные рекомендации, которые обязательно пригодятся вам за рулем автомобиля с прицепом.
Что такое прицеп?
Прицеп - это специальное средство, предназначенное для перемещения грузов и предусмотренное для буксировки автомобилем. Прицепы бывают различных типов: грузовые, легковые, специализированные (например, для перевозки лодок, лошадей, мотоциклов и т. д.), а также прицепы-дачи (жилые прицепы).
Кто может водить авто с прицепом?
Ездить с прицепом разрешается водителям, имеющим соответствующие категории в удостоверении. Для лёгких прицепов c разрешенной максимальной (полной) массой до 750 кг достаточно обладать категорией "B".
Если полная масса прицепа составляет 750-3500 кг, то понадобится подкатегория "E". Например, для буксировки массивного прицепа-дачи с помощью легкового авто, нужна категория "BE".
Есть один нюанс: если общий вес автомобиля + гружённого прицепа не больше 3 500 кг, то хватит и категории "B", при условии, что полная масса автомобильного прицепа меньше веса авто без нагрузки.
Если полная масса автоприцепа равна или превышает 3,5 тонны, то нужны "BE", "CE" или "DE". Например, подкатегория "CE" дает право управлять средним или тяжелым грузовиком с прицепом или полуприцепом.
Важно помнить, что разрешенная макс. масса автоприцепа не должна превышать буксировочных способностей автомобиля, установленных изготовителем.
Какие документы нужно взять с собой?
При езде с прицепом автомобилисту необходимо иметь при себе:
- Водительские права с необходимой категорией;
- СТС (этот документ должен быть с собой, даже если автоприцеп принадлежит другому водителю);
- ПТС (там должен быть указан VIN-номер прицепа, его допустимая макс. масса, год выпуска и цвет);
- Полис обязательного страхования (если прицеп грузовой или принадлежит юрлицу, в действующем полисе нужна специальная отметка);
- Диагностическая карта (если масса прицепа превышает 3,5 тонны).
Нужна ли отдельная страховка на прицеп?
Отдельный договор ОСАГО на прицеп не нужен, однако если им владеет юрлицо (предприятие) или если его масса превышает 3,5 тонны, обязательно наличие специальной отметки в действующем полисе на автомобиль. Такая отметка увеличивает стоимость ОСАГО, в среднем, на 15-16%.
Если ОСАГО было оформлен до покупки прицепа, вы можете внести изменения в действующий полис, сообщив об этом в свою страховую компанию. Для физических лиц наличие отметки о прицепе не ведет к удорожанию полиса.
Нюансы движения с прицепом
Несколько полезных советов по управлению автомобилем с прицепом:
- Если автоприцепом долго не пользовались, перед поездкой проверьте давление в колёсах. Как правило, оно должно быть в пределах 2-2,2 атмосферы.
- Чтобы избежать прыжков и заноса при поворотах, необходимо правильно разместить грузы. Основной принцип состоит в том, чтобы центр тяжести находился ближе к оси колес. Складывать тяжелый груз в начало или конец автоприцепа не рекомендуется. Его лучше разместить как можно ближе к оси.
Если перегружена задняя часть автоприцепа, приподнимается задняя часть машины, что ухудшает сцепление задних колёс с дорогой и может привести к заносу. При этом автоприцеп раскачивает машину и даже может сорваться с шара фаркопа.
- Если чересчур сильно вывернуть руль, автоприцеп может сложиться и помять задний бампер машины.
- Помните, что при обгоне и перестроении автопоезду (тягачу+прицепу) требуется больше пространства. При повороте берите радиус больше обычного примерно на 1 м.
- Высокий тент на прицепе создает дополнительное сопротивление (парусность), поэтому разгон идет медленнее. Если прицеп меньше высоты автомобиля, то дополнительного сопротивления и повышенного расхода топлива вы не увидите.
- Гружённый прицеп при торможении может толкать машину вперед по инерции, поэтому держать дистанцию необходимо в 2 раза больше привычной.
- На автомобильных магистралях скорость движения автопоезда должна быть не больше 90 км/ч, на остальных дорогах — не больше 70 км/ч.
- Ночью, в тоннелях и в тумане на прицепе должны гореть “габариты”, в противном случае автомобилисту грозит штраф в 500 руб.
Можно ли перевозить людей в прицепе?
Перевозка пассажиров в прицепе строго запрещена, даже если это – жилой прицеп. Люди должны находится в основном транспортном средстве и быть пристегнутыми ремнями. За нарушение этого правила водителю грозит штраф в 1000 рублей.